+7 (499) 110-76-43

Получите прямо сейчас 9 практических приёмов, которые позволят:

Сократить на 1/3 время на управление бизнесом
Повысить собственную эффективность на 35%
Получить бесплатно Согласие на обработку персональных данных

Система и кризис…

25 марта 2020

Как вы думаете, какая связь между этими 2-мя словами (сущностями)?

Я разделяю позицию, что в кризисе любая система развивается или разрушается. В том числе и бизнес

Соответственно кризис – это возможность или угроза

Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность». Разберем на примерах:

Пример №1. Познакомились мужчина и женщина. Начали жить вместе, понравилось, сыграли свадьбу. Пошел быт, чувства остыли. Он уже не так хорошо и не так часто ухаживает за ней. Она уже не так хорошо и не так часто готовит… Что имеем? Правильно, кризис. Варианты развития событий:

  • Обсудили, уточнили ожидания, рассказали о чувствах и эмоциях, договорились… Узнали, что есть «гормон доверия» = окситоцин (и в любви тоже участвует). И если обнимать друг друга от 7 раз в день, говорят, помогает для нормализации уровня окситоцина в крови) Начали над собой и с собой работать… Выросли в кризисе и укрепили отношения.
  • Обиделись, отдалились, наросло напряжение, непонимание, развелись (разбежались). Кризис убил отношения…

Пример №2. Организм «подцепил» вирус, какой-нибудь. Не тот, что по миру бродит и называется на букву «К». А может и тот самый)

  • Поняли, что заболели. Организм подготовленный, закаленный, быстро мобилизовался на борьбу с вирусом, адаптировался, выздоровел. Да еще и антитела выработал (иммунитет к этому самому вирусу). Какими мы вышли из этого кризиса? Да, более сильными, антихрупкими и адаптивными. Во как…
  • Проигнорировали заболевание, организм слабый, зашлакованный, не подготовленный. Болезнь протекает тяжело, пришлось принимать антибиотики, ложиться в больницу. Микрофлора ЖКТ ухудшилась (антибиотикам спасибо), здоровье тоже подкосило. Кризис ослабил организм….

Пример №3. У Вас компания, предположим ресторан (им точно досталось, и сейчас совсем не просто), на дворе «идеальный шторм». Прилетели 2 «черных лебедя» по Н. Талебу: короновирус + цены на нефть после сорванных переговоров с ОПЕК. Варианты развития событий:

  • Понятно, что денег будет меньше и ходить пока будут к вам в ресторан значительно меньше. Что можно сделать (как поменяться и адаптироваться)? Минималистичное меню (быстро, понятно и доступно). Люди сидят дома? Отлично, все силы на доставку, залезаем в Яндекс.Еду и не только. Расклеиваем объявления «Мы сделаем вам ужин, обед и завтрак выгоднее и вкуснее». Часть официантов придется сократить, скорее всего тех, кто послабее. Или перевести в курьеры на время. С арендодателем проводим сложные переговоры. Аренду «на паузу» или сильно сократить. Все затраты «под нож», безжалостно. Боремся за каждого клиента, работаем с сервисом на «5+». Набросать сценарии «если …, то…». Какими выйдете из кризиса в этом сценарии? Поджарыми, шустрыми, более адаптивными. Чем «до».
  • Ждете, что все наладится. Грустите, печалитесь, ждете поддержки (конечно же она не помешает, но мы живем в России) и т.п. А «счетчик» работает, затраты не уменьшаются, трафик падает… Ситуация ухудшается, дальше – кассовые разрывы, кредиты, банкротство. Кризис убивает бизнес в этом сценарии.

И я не в теории про это размышляю. В 2009 году мне пришлось сократить свою компанию с 68 человек до 32 за 3 месяца. Денег в городе стало в 2 раза меньше после дня города, вырос доллар (наши поставщики подняли цены), мы «разжирели», стали «неуклюжими». Пришлось быстро и не очень приятно «похудеть»…

Кризис = обратная связь для системы, что «пора поменяться»

Мы (не только Россия) долго стимулировали экономику, сдерживая его (кризис), поддерживали ее на «транквилизаторах» (повышенное потребление, закредитованность, низкая эффективность труда в России). Читайте, не менялись. Вот и получили «обратную связь». Все еще ждете что все само наладится? Забудьте

У Вас должен быть сегодня План А (все нормализуется, через 2-3 месяца) и План Б (это надолго, только началось и еще не «пик»)

  • Посмотрите на худший вариант развития событий (все будет плохо, хуже, чем сейчас);
  • Как и от чего откажитесь: люди, площади, услуги, активы, направления, затраты;
  • Что + как можно сделать с вашим продуктом, чтобы он был востребован в этой новой реальности. Да, многим просто надо будет его поменять и все «начать заново».

Забудьте про красоту (продукта, услуги), рентабельность и прочие красивые вещи. Пора сменить хрупкий «хрустальный бокал» на антихрупкую походную «стальную кружку». Точнее, стать этой «кружкой». Кстати, готовы помочь сделать вашу команду, компанию более антихрупкой, адаптивной, устойчивой к потрясениям, которые происходят и еще ждут всех нас. Запросы на shemyakin@resultat.consulting.

Антихрупкость, адаптивность, стрессоустойчивость, осознанность, системное мышление — то, во что стоит инвестировать и вкладываться сегодня.

Готовьте план А и Б, не болейте и закаляйтесь в условиях кризиса. Развиваться или слабеть – это ваш выбор. А времена правда не простые, коллега.

Подписаться Согласие на обработку персональных данных