+7 (499) 110-76-43

Получите прямо сейчас 9 практических приёмов, которые позволят:

Сократить на 1/3 время на управление бизнесом
Повысить собственную эффективность на 35%
Получить бесплатно Согласие на обработку персональных данных

Нужна ли сегодня стратегия?

23 декабря 2020

Попробуете ответить на этот вопрос? Тут, наверное, для начала стоит договориться о терминах. Чтобы мы были в одном контексте. Давайте заглянем в Википедию (далее оттуда определение):

Стратегия – это (др-греч. στρατηγία — искусство полководца) — общий, не детализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Я отвечу хитро. Стратегия нужна, а вот принципы работы с ней (как с сущность) стоит сильно пересмотреть многим из нас…

Предпосылки для дальнейшего обсуждения:

  1. SPOD-мир (линейный) сменил навсегда VUCA-мир (непредсказуемый и хаотичный). И ваши прекрасные стратегические планы рушатся каждый день при столкновении с ним, чего уж там фантазировать. Вы в декабре прошлого года могли предположить, что будете сидеть дома и надевать маски на лицо?
  2. Waterfall модель управления проектами (читайте изменениями, целями) сдает позиции по всем фронтам Agile (гибким методам управления). Даже в такой консервативной и зарегулированной области как банкинг – «Сбербанк», начав двигаться в эту сторону, достиг сумасшедших высот. Time to market (время выхода продукта на рынок) уменьшилось в 7 раз, доля внедрений (из идей, экспериментов) в промышленную эксплуатацию подросло в 4 раза за период с 2016 по 2020-ый.
  3. «Длинное планирование» заменяет адаптивность… Т. к. мы не знаем, «куда все это повернет», выгоднее работать короткими итерациями, сохраняя общее видение. А это весьма не просто

По сути, стратегию пора трансформировать в тестирование гипотез (дальше мой полет фантазии):

  1. Мегагипотезы = видение (в том числе бизнес-модель) «какой быть компании» через … лет. Это скорее образ-картинка, с учетом изменений в мире, рынке, нише, ваших компетенций. В 2019 году в США успешный стартап делал в среднем 5,3 pivot до точки «стать успешным», т. е. он 5,3 раза менял мегагипотезу.
  2. Длинных гипотез от 3-х до 12-ти месяцев. Это уже ближе к целям (я бы тут топил за OKR как методологию), которые пришло время рожать «снизу вверх», от людей, от тех, кто ближе к клиенту. А не «сверху вниз», как любят многие, от «сидящих в кабинетах» (оторванных от реальности). И цель (читайте, длинная гипотеза) – это не что-то жесткое, а скорее «вектор-направление», который можно поправлять, корректировать и править по ходу.
  3. Короткие гипотезы от одной до 3-х недель, для «подруливания» и приближения к длинным гипотезам.

Пример ниже мой из реальности:

  • Мегагипотеза: доступный по цене + эффективный продукт (формат: IT-решение + небольшая команда) для ТОП-менеджеров и собственников бизнеса, позволяющий находить динамический баланс (см. ниже), быть в профиците энергии, развивать адаптивность. Дальше идет перечисление 9 основных балансов (изменения/стабильность, счастье/успех, вовлеченность/эффективность и т. д.)
  • Длинная гипотеза 2021 (одна из): сделать и выпустить MVP (минимально-жизнеспособный продукт), представляющий из себя набор AI-сервисов для бизнеса (решения от партнеров) + личности (аналогично от партнеров), интерпретатора данных в лице человека (пока, потом в коллаборации с AI), программы развития компетенций (команды) и себя для достижения баланса (см. выше). Гипотеза реальная, если у вас интерес к этой теме и сильная экспертиза в ИТ (разработка, ML) или продакт-менеджменте (около ИТ-продуктов) – пишите!
  • Короткая гипотеза: найти подходящего дизайн-клиента с численностью от 150 человек и «подключить» его компанию набором из первых 4-х AI-сервисов (до этого уже выбраны, протестированы).

Короткие гипотезы работают на длинные гипотезы, которые в свою очередь работают на мегагипотезу

Где тут (если не запутались) основная сложность? Как мне кажется, сложность в том, чтобы поддерживать баланс «проявлять гибкость (гибкое, мягкое) / сохранять дисциплину (твердое, жесткое)». Ведь не понятно, где и когда «бросить тестирование гипотезы»? Может, вам просто терпения и сил не хватило (довести начатое до ума)? А может, вы УЖЕ превратились в упертого барана и вам не хватает гибкости, чтобы отказаться от своей нерабочей идеи (гипотезы)? Банальный пример: внедрение новой ИТ-системы (HR-аналитики, ERP, CRM, ECM, сами выберите). Как много команд не доходит до конца и бросают на полпути. А сколько выбирают не подходящее для себя решение и потом «мучаются, но жрут кактус» … Не ждите готового решения (ответа) в этой части, это не простой вопрос (не для статьи, скорее для совместного проекта).

Сегодня же мне хочется дать крупными мазками стратегический цикл, который поможет вашей компании приблизиться к балансу «гибкость / дисциплина». Итак, есть задача сделать живую стратегию. С чего начать и чем продолжить (мы примерно так работаем в реальных проектах с клиентом)?

  • Экспресс-анализ «где находится компания, рынок, мир вокруг» за 5-9 дней. Кстати, еще можете успеть заказать по старой цене бизнес-чекап своей компании здесь. По части экспресс-анализа полезно ответить на 3 вопроса. Вопрос №1: чего теперь и на самом деле хочет от нас клиент (пора научиться делать CasDev, MVP, находить реальную боль, за решение которой клиент готов платить, и прочие продуктовые инструменты использовать). Вопрос №2: как дела у нас с финансами и активами, маркетингом (привлечения, удержания, возврата), продуктом (-ами), производством (оказанием услуг, включая логистику продукта до клиента) и сервисом, командой, бизнес-системой, информационными технологиями. И вопрос №3 – тенденции в мире, стране, вашей рыночной нише. Для примера одна из 5 важнейших тенденций сегодня — это коллаборация AI (машины, «искусственного интеллекта») и человека. Система (цифры из 2016 года, создатель MIT) на AI, определяющая рак молочной железы, давала точность 92,5%. Врачи ставили правильный диагноз в 96,6% случаев. Когда врачи начали применять систему, показатель увеличился до 99,5%. На лицо выгодная коллаборация!

 

  • Дальше стоит сделать стратегическую сессию (1 или 2 дня), на выходе из которой будет черновик «длинных гипотез» в формате карты целей (от 4 до 12 максимум). Это попутно поможет синхронизировать ожидания в части вектора приложения основных усилий, поработать с напряжениями, конфликтами в команде, уйти от синдрома «лебедя, рака и щуки». Здесь обязательно стоит учиться измерять свою гипотезу (цель). Цели делать «продуктами», у которых появляются «продуктовые метрики», драйвер (владельцы продуктов), гипотезы ценности и т.п. Лично я в цели без метрик, по которым можно оценить прогресс ежемесячно (стали ближе/отдалились), не верю. Заиграетесь и не заметите, как заигрались или просто забудете)

 

  • Пока (п. 1 и 2 выше) все выше – красивые картинки и теория. Возникает самый сложный переход и задача «переноса в реальность», повседневную жизнь и работу команды, сотрудника. Первое, что стоит сделать в этой части, это ежеквартальные рабочие сессии – ретроспективы прогресса. Чтобы свериться, обсудить, дать обратную связь и (или) «волшебного пенделя», поправить (изменить) гипотезу.

 

  • И самое сложное и важное – это затащить стратегически-важную активность (проверку коротких гипотез) в рабочий день. Научить людей каждый день (без преувеличения) делать Change-активность, не роняя свой нужный, регулярный Run. У каждого из вас (нас) своя уникальная формула Change (изменения) / Run (стабильные операционные процессы). Но если вы считаете, что в вашей команде есть люди с «нулевым объемом Change» … Спешу вас обрадовать, вы скорее всего «мимо сегодняшнего VUCA-мира». Для того чтобы это заработало, много чего потребуется… И точно в этом списке будет: честность, прозрачность, обратная связь в режиме реального времени, ритуалы, изменения в культуре, работа с soft skills, сочетание гибкости и дисциплины, системы трекинга задач + проектов. Ну а если во всем этом (вышеперечисленном) запутаетесь, зовите – можем сильно помочь и стать адаптивнее для вызовов VUCA-мира.

Пусть каждый день каждый сотрудник находит время + силы на небольшой change под проверку коротких гипотез, которые работают на длинные гипотезы и помогают вашей компании становиться более адаптивной!

Подписаться Согласие на обработку персональных данных