+7 (499) 110-76-43

Получите прямо сейчас 9 практических приёмов, которые позволят:

Сократить на 1/3 время на управление бизнесом
Повысить собственную эффективность на 35%
Получить бесплатно Согласие на обработку персональных данных

Как управлять целями компании в зависимости от культуры

22 июля 2020

Как вы управляете целями (стратегией) в своей компании? Что в основе и какие инструменты используете?

У меня глубокое убеждение, что любой инструмент (в том числе управление целями) выбирается в зависимости от текущего уровня развития культуры

Тут стоит почитать мою статью про спиральную динамику, если вы пока не в теме. Культура (если совсем просто) — это то, что происходит в офисе, когда в офисе нет босса (руководителя). Возьмем пример. На проводе (звонок по телефону) недовольный клиент: не оправданные ожидания. Что может происходить в разных «культурах» и от чего зависит дальнейшая судьба нашего многострадального клиента:

  • «Все для клиента». Он же позвонил, а у нас культура выживания.
  • В одной компании все будет «как придется». Попадет под достойного сотрудника с хорошим настроением – вопрос решится. Попадет «под Машу-горемыку» — судьба клиента в компании трагична, «закатают в асфальт» вместе с жалобой. Это для культуры принадлежности.
  • В другой компании будет все, «как сказал шеф». А если шеф не сказал (а он все не увидит), то и «не вижу я никакого недовольного клиента, это вы там себе нафантазировали…». На лицо -культура силы, в ней «своих» знакомых (шефа) обслуживают особенно с «почестями».
  • В третьей компании (культуре) все будет «как написано в правилах (стандартах, регламентах, инструкциях). Есть правило под текущую ситуацию – ок, нет – ничего не делаем или бежим уточнять у «создателей правил»… Тут у нас царство «культуры правил».
  • А здесь у нас все «под цели, стратегию, согласно OKR, KPI». Мы хотим быть номер 1 для клиентов, тогда надо «одно место порвать, но оставить клиента довольным». И не важно, видит кто-то это или нет. У нас же «культура успеха». А победителей не судят!
  • В пятой компании сотрудник, увидевший (услышавший) недовольного клиента, всегда сделает «как себе…», чтобы услышали друг друга, договорились, был консенсус. Ведь здесь царит «культура согласия». Как внутри (между внутренними клиентами), так и снаружи (для внешнего мира).
  • Там много еще чего может быть в «культуре синтеза», но об этом не сейчас. Таких очень мало и мы (с вами) их очень плохо знаем.

Так что с управлением целями (стратегическими) в VUCA-мире? В мире

  • Volatility — изменчивом, нестабильном
  • Uncertainty — неопределенном
  • Complexity — сложном
  • Ambiguity — неоднозначным, неясном

Возможны 2 крайности:

  • Провести большое и дорогое исследование, заказать (привлечь) в разработке большую, серьезную консалтинговую компанию. Получить от нее внушительных размеров документ (стратегия на … лет). И через месяц увидеть, что этот документ «мертвый» на 25%. А через 5-7, что уже «протух» на все 99%…
  • Идти наугад, «даря» каждый день своей команде ощущение «детской неожиданности» и снося по дороге «крыши» своими идеями.

Правильно все-таки пробовать стратегическими целями как-то управлять и КОНЕЧНО ЖЕ делать это все в зависимости от ВАШЕГО уровня развития культуры:

  • Вы оказались стартапом в «культуре выживания». Как управлять целями? Все очень просто, поздравляю! У Вас всех одна главная цель. Выжить! Она должна быть понятна, доступна, публична. И не надо скрывать, что вы на грани выживания, «делать правильное лицо» и ремонт в офисе. Херачить надо всем! И еще, хорошо бы понимать команде «что такое выжить». Синхронизировать ожидания желаемой «точки Б». Сколько это в деньгах, клиентах, отгрузках… Самый простой «дашборд» на листе А4 (или больше), который стоит повесить на стене, сверяться в конце месяца по динамике.
  • Вас занесло в «культуру принадлежности»? Уже лучше, вы можете себе позволить 2-4 понятных всей команде цели. Одна из них точно должна быть «про деньги», «одна про клиентов». Тут стоит отметить, что тема «как управлять этими целями» и встроить их в повседневную жизнь компании для каждых стадий развития культуры — тема большой, другой статьи или совместного консалтингового проекта с нами)
  • Вы, как и большинство российских компаний в «культуре силы»? Тогда пора делать карту целей, спускать ее «сверху вниз» (от красного лидера всем остальным) по 4-м взаимосвязанным плоскостям. Раздавать задачи, мерить прогресс по целям, и будем вам «счастье». Возможно… В любом случае драйвить будет «красный лидер», на нем и ответственность (если на самом деле😊).
  • В синем цвете «культуры правил» к вышестоящему добавится система сбалансированных показателей (BSC) + достаточно зрелый Dashboard. У целей будут ответственные, механики управления, оценки прогресса и т.п. Драйвить будут владельцы целей, правила и работающие «фреймворки».
  • Заходя в «культуру успеха» вы уже выберите делать карту целей «снизу вверх» (от людей). BSC скорее всего замените OKR, усложните свой Dashboard, добавите самостоятельности и децентрализованности в проектах (по стратегическим целям).
  • Если вам повезло, и вы оказались выше… Вас ждет переход в систему обещаний, миссии кругов (см. холократию). И почти что чистая адаптивная Data driven company. Которая находится в постоянном и живом тестировании гипотез.

И не дай бог, вам залезть в инструмент «на голову выше» по уровню культуры. Хуже сделаете и себе, и команде. Широко шагать — штаны порвешь. Подтверждаю по опыту десятков проектов.

Выбирайте и адаптируйте любой инструмент, исходя из вашей текущей культуры, рыночной ниши и о-о-очень аккуратно!

Подписаться Согласие на обработку персональных данных